В приоритете – развитие еще трёх крупных агломераций – столичной, алматинской и шымкентской, пишет центр деловой информации Кapital.kz
С начала 2020 года запущена вторая пятилетка Государственной программы развития регионов. Если первые пять лет – с 2014 по 2019 — акценты роста регионов были сделаны на жилищное строительство и обеспечение водоснабжением, то ближайшие пять лет внимание будет уделяться управляемой урбанизации. Кроме того, до 2025 года внимание будет уделено не только развитию городов, но и сельских населенных пунктов.
Управляемая урбанизация – мировой тренд. Направление обосновано главным фактором – основная экономика страны расположена в крупных городах. Если взять для примера развитые страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то средний уровень урбанизации составляет порядка 77%. В Казахстане в 2019 году данный уровень достигал 58,2%. Министерство национальной экономики к 2025 году планирует достичь показателя в 62%.
Как отмечал ранее вице-министр национальной экономики Ермек Алпысов в интервью Primeminister.kz, в городах концентрируются финансы, человеческий капитал, инвестиции. «В новой программе предполагается определение точек роста: в первую очередь, это 4 крупные агломерации, 14 урбанизированных зон, включая областные центры и город Семей. А также моно и малые города, которых в Казахстане 18 урбанизированных зон», – отметил он.
Как уточнил вице-министр, в рамках реализации госпрограммы также планируется развитие опорных и спутниковых сел, имеющих потенциал развития. Для динамичного развития всех регионов будут привлекать как бюджетные, так и частные инвестиции. Точками притяжения станут крупные города.
По наблюдениям внештатного советника Президента РК Касым-Жомарта Токаева по экономическим вопросам Олжаса Худайбергенова, в целом есть три существенных тренда в развитии регионов в Казахстане. Во-первых, они все меньше зависят друг от друга и все больше зависят от внешней торговли. Во-вторых, несмотря на попытки децентрализации полномочий и передачи части государственных функций и налоговых поступлений в регионы, сам процесс согласования решений фактически снижает свободу и оперативность областных акиматов. В целом децентрализация на сегодня предполагает децентрализацию обязательств без полномочий. В-третьих, система госпланирования превратилась больше в форму отчетности, не показывая реальную ситуацию и мало влияя на развитие регионов.
«На сегодня в стране всего 4-5 регионов-доноров, хотя должно быть наоборот. Частично эта ситуация объясняется централизацией налоговых поступлений. Но большей частью это объясняется высокой зависимостью от импорта и, естественно, ошибками экономической и монетарной политики. Если правильно организовать процессы, то число доноров вырастет до 13-14», – отметил он.
Также разработана новая методика определения сел с потенциалом развития. Из 6,5 тыс. сел в это число включены примерно 3,5 тыс., из них 1 тыс. 150 – это опорные села, остальные – спутниковые и приграничные. Согласно планам Миннацэкономики, новое направление программы по модернизации опорных и спутниковых сел в рамках проекта «Ауыл – Ел бесігі» включает улучшение качества жизни сельчан и модернизацию социальной инфраструктуры. Предполагается в течение 7 лет, в период действия проекта, провести модернизацию всей социально-инженерной инфраструктуры в этих населенных пунктах, что даст толчок для развития экономики села. Кроме того, госпрограммы по поддержке предпринимательства будут направлены не только на города, но и на опорные села.
«На самом деле надо просто создавать условия для производства потребительских товаров, и тогда бизнес быстро покажет потенциал регионов. Пока денежно-кредитная и индустриальная политика будет сохраняться на текущем уровне, этот бизнес будет, так же как и раньше, с трудом создавать производства», – советует Олжас Худайбергенов.
Для справки стоит отметить, что на реализацию проекта «Ауыл – Ел бесігі» предполагается выделить порядка 900 млрд тенге в течение 7 лет. Если сравнивать планируемые результаты с уже имеющимися, то по итогам первой пятилетки был снижен износ сетей водоснабжения в моногородах на 10%, и электросетей – на 12%. За 5 лет 17 тыс. специалистам социальной сферы и агропромышленного комплекса выданы льготные бюджетные кредиты на покупку жилья по программе «С дипломом в село!» В рамках поддержки системы местного самоуправления реализовано 8 тыс. проектов по благоустройству сел. Улучшена инфраструктура в селах для 700 тыс. сельчан. Всего на указанные мероприятия было выделено 252 млрд тенге.